Экономика

Набиуллиной "припарка": как ЦБ действует в условиях санкционного давления

Фото: РИА «Новости» / Совет Федерации РФ

В экспертном сообществе идут острые обсуждения, насколько эффективно в условиях жесточайших санкций действует российский Центробанк.

Как передаёт корреспондент ДОФы, после введения санкций западных стран Центробанк России потерял возможность проводить валютные интервенции. Теперь приходится применять более жесткие инструменты из разряда добровольно-принудительных. Иностранцам запрещено выводить дивиденды и выплаты по купонам. Наложен запрет на продажу иностранцами российских ценных бумаг. Ключевая ставка была поднята до рекордных 20%. Но будут ли эффективными эти меры или, как говорится, «что мёртвому припарка»?

Массированные интервенции Центробанка начались в четверг 24 февраля. В этот день было продано валюты, стоимость которой равнялась 1$ млрд. За пятницу 25 февраля информация еще не раскрыта, но глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, цифры были сопоставимыми. То есть было потрачено около 2$ млрд. Начиная с понедельника Центробанк интервенциями уже не занимался и курс доллара и евро ушел в свободный полет, устанавливая все новые и новые рекорды. К вечеру вторника 1 марта биржевой курс стабилизировался на уровне: доллар 100 рублей, евро 110 рублей.

К тому же на выходных новостные ленты пестрели различными санкционными новостями. Одна из главных — ЕС принял решение о запрете операций, связанных с управлением активами и резервами ЦБ РФ. Кроме того, в США выпустили директиву, запрещающую американцам любые транзакции с Банком России, Минфином и ФНБ. В результате Центробанку оказалась не доступна большая часть собственных резервов, которые на 18 февраля 2022 г. достигли $643,2 млрд, обновив абсолютный максимум.

То есть возможностей для валютных интервенций уже и не было, что и предопределило резкое повышение курса доллара и евро в к рублю. Получается, потуги ЦБ, имевшие место в четверг и пятницу, по большому счету, оказались напрасными.

Но ЦБ, похоже, решил начать применить не рыночные, а добровольно принудительные меры. Так российским компаниям, торгующим на экспорт, предложено сдавать 80% валютной выручки. Все как в известном фильме, где гражданам предлагалось хранить деньги в сберегательной кассе, если они, конечно есть. До этого самый высокий норматив — 75% — был введен в декабре 1998 года и действовал до августа 2001 года, когда был снижен до 50%, после чего постепенно сокращался вплоть до 0% в 2006 году.

Коротко и ему оценил действия ЦБ его, пожалуй, главный критик – олигарх и блогер Олег Дерипаска. «Подъем ставки, обязательная продажа валюты (сейчас еще вспомнят, что по курсу, установленному ЦБ на дату проведения расчетов) — это первый тест на то, за чей счет реально будет этот банкет. Очень хочется разъяснений и внятных комментариев по экономической политике ближайших трех месяцев», — написал он в своем телеграм-канале.

Кроме того, с 28 февраля иностранные инвесторы теперь не могут продавать российские ценные бумаги. Также не резиденты не смогут получать дивиденды и выплаты по купонам. Такой себе ассиметричный ответ на заморозку активов ЦБ за рубежом.

Для снижения желания граждан скупать валюту теперь, похоже, будут предложены банковские вклады с процентной ставкой, стремящейся к 20%. Но тот факт, что Центробанк установил рекордную ключевую ставку в 20%, делает практически недоступными кредиты, которые теперь подорожают до 25-30% годовых. Да и вера граждан во вклады на фоне очень стремительно дорожающего доллара может так и не зародиться.

Также 28 февраля и 1 марта в России так и не начались биржевые торги ценными бумагами. ЦБ тем самым, очевидно, на дал возможность бумагам пробивать очередное дно. Но вести из Лондона, где торги на местной бирже не останавливали, давали основания говорить, что падение на российских будет неизбежным, причем, не исключено, что кратным в цене. Правда правительство уже озвучило идею направить 1 трлн из ФНБ на покупку российских акций. Сумма беспрецедентная, но на много ли ее хватит и надолго ли удастся сдержать очередной провал?

Яндекс.Метрика
Наверх