АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ ВИКТОРА ВЕКСЕЛЬБЕРГА

Галерея мошенников

Почему жизнь известного российского олигарха постоянно сотрясают громкие финансовые скандалы?

Заметьте, где бы ни объявлялся этот “бледный Авраам с усами и рапирой” -как образно описал г-на Вексельберга его друг, российский бизнесмен в изгнании Альфред Кох – везде собираются грозовые тучи и следует скандал. Достаточно пройтись лишь по основным вехам жизненного пути олигарха. Виктор Вексельберг засветился в громком банковском скандале. Потом были скандалы нефтяные. Следом – не менее громким – был скандал с покупкой пасхальных яиц Фаберже. Эти драгоценные яйца покупались как будто бы с благородной целью – г-н Вексельберг грозился передать их в музеи Кремля, на худой конец – в Эрмитаж. Но с тех пор прошло более 10 лет. Но ни Кремль, ни Эрмитаж эти фантастические яйца так и не увидели… Говорят, что эти яйца “живут” в Лондоне. Иногда выезжают в свет. Но злые языки утверждают: Вексельберг давно сделал копии яиц Фаберже. И именно копии этих ужавшихся яичек и путешествуют по бескрайним дорогам России, стран Евросоюза и пр.

Новый скандал с участием Вексельберга недавно разгорелся в научном фонде”Сколково”, где, как известно, г-н Вексельберг занимает пост президента. В Сколково были обнаружены огромные бюджетные растраты.

В расследовании уголовного дела о растратах в фонде «Сколково» потребуется ряд сложных экономических экспертиз, заявил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин: «Речь идет об экономических преступлениях, расследование которых требует проведения большого объема следственных действий, в том числе сложных экономических экспертиз». СК РФ сообщил, что в отношении вице-президента инновационного центра «Сколково» Алексея Бельтюкова возбуждено уголовное дело о растрате. Бельтюков был отстранен от работы… Опять нашли стрелочника?

Кто же он, этот “бледный Авраам с усами”?

Напомним и такой любопытный факт: несколько лет назад Виктора Вексельберга прочили в губернаторы Камчатки! И он серьезно готовился к своей новой ответственной роли. Но пролетел, как фанера над Парижем.

Заглушки Вексельберга

Но прежде чем оказаться в российской Силиконовой долине в Сколково, хотя бы на несколько минут заглянем в поселок Надвоицы, который находится в Карелии. Здесь с переменным успехом работает Надвоицкий алюминиевый завод, из-за которого в жизни Вексельберга -собственника разгорелся мега-скандал . Настолько большой, что от олигарха отвернулось несколько бизнес-партнеров, в том числе, западных.

Суть истории. В Надвоицах из-за работы алюминиевого завода в воде присутствует очень много фтора. И почти все дети в Надвоицах страдают флюорозом – заболеванием, которое приводит к размягчению костно-мышечных тканей. Это значит, что молочные зубы у детишек начинают гнить раньше, чем сменяются коренными.

Для сведения: мощность завода в Надвоицах в 2005 году была 67 тыс. тонн алюминия в год. Сегодня? А вот сегодня завод выпускает 81 тыс. тонн в год. Что это значит? Это значит, что фтора в воде стало еще больше! Олигарх Вексельберг еще тогда мог поставить некие “заглушки” на своем вредном производстве, и жить в Надвоицах пошла бы по другому руслу. Но он жмотничал…

Что же изменилось в Надвоицах с приходом богатого Вексельберга? Как утверждал известный ученый, академик РАН Алексей Яблоков, в Надвоицах г-н Вексельберг активно строил лишь экологические декорации. Еще один известный ученый, доктор химических наук Лев Федоров признался, что серьезных медицинских обследований в Надвоицах никогда не было, а случались лишь эпизодические набеги…Если бы такие обследования были, то давно бы занялись техническим перевооружением завода.

Виктор Вексельберг сильно обижается на журналистов, критически отзывающихся о его варварском бизнесе. Судебный процесс с автором этих строк ( после публикации журналистского расследования “9 яиц Вексельберга”) шел в Москве более 10 месяцев . Олигарха защищали несколько известных и очень дорогих адвокатов. Но когда я задала вопрос в суде, знают ли господа защитники проектную мощность Надвоицкого алюминиевого завода, адвокаты лишь растерянно переглянулись. И на второй вопрос: «На сколько процентов г-н Вексельберг увеличил выпуск алюминия за последний год?» они тоже ответить не могли. Из чего я сделала вывод: адвокаты Вексельберга не знают истинного положения дел на вредном производстве. А сам-то Вексельберг знает? Надвоицкий алюминиевый завод постоянно увеличивает мощность. И вредных выбросов становится все больше и больше.

-На заводе Вексельберга постоянно модернизируют технологическое оборудование, – так объясняли суду адвокаты.

Но это не то оборудование, которое может уменьшить вредные выбросы. Виктор Вексельберг предпочитал тратить деньги на совершенствование технологий по производству алюминия. На алюминиевом заводе весь объем производимого металла составляет алюминий высших сортов – А7 и А85. Вексельберг пожалел деньги на дорогостоящие заглушки. Ему было глубоко плевать на здоровье обитателей Надвоиц. И справедливый Нагатинский суд Москвы обязал журналиста Н.Попову оплатить г-ну Вексельбергу моральный ущерб: 2 тыс. рублей. В. Вексельберг за свои глубокие нравственные страдания первоначально требовал с журналиста 100 тыс. рублей.

Вот так “справедливо” работает российская Фемида.

Дело № 239

Мало кто знает, что в отношении г-на Вексельберга заводились даже уголовные дела… Речь идет о разорении вкладчиков Первого городского банка. Из банка исчезли более 40 млн. долларов. Потом исчез сам Вексельберг.

Альфред Кох, тот самый, что вдруг стал писателем, взял у Вексельберга интервью, в котором расспрашивал о смысле жизни. «Я его знаю уже много лет… Несколько раз мы друг другу в жизни крепко помогли, и с тех пор вот так повелось – дружим. Внешне он напоминает библейского патриарха. Авраам, Исаак. Иаков…Он все время прищурен, а рот спрятан под усами. Не поймешь, то ли он смеется, то ли он плачет. Разговаривать с ним тяжело, а уследить за его мыслью еще сложнее…» («Небиблейский патриарх», журнал «Медведь», Альфред Кох).

Вкладчики долго носились по Москве в поисках обидчика, за мыслями которого так тяжело уследить. Вексельберг прятался. Но когда в СМИ появилась информация о том, что некто Вексельберг купил в США пасхальные яйца Фаберже за 100 млн. долларов, вкладчики подали иск в Замоскворецкий суд и потребовали в качестве обеспечительной меры наложить арест на коллекцию яиц . Они также обратились в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой помочь разыскать похищенные миллионы. Запросы были отправлены и в Швейцарию, на адрес швейцарских прокуроров. К делу подключилась ФСБ. Дело получило номер 239.

Похоже, такой поворот событий нисколько не расстроил обладателя ювелирной коллекции. Пока вкладчики составляли прошения в прокуратуры России и Швейцарии, обладатель яиц Фаберже поехал по Руси вместе со своими яйцами –показывать коллекцию более благодарному народу, чем вкладчики Первого городского банка.

Но нашлись ли деньги? Ответ знает лишь ветер.

“Американские горки”

А с чего началась полоса везения в жизни Виктора Вексельберга? С “американских горок”! В 1987 году, будучи простым сотрудником московского конструкторского бюро, он поехал на международную выставку в Соединенные Штаты. По приезде он отыскал своего знакомого, Леонида Блаватника, с которым учился в институте. Блаватник эмигрировал в Америку в1978 году . И поменял свое русское имя на элегантное заокеанское “Леонард” . Однокашники восстановили дружеские отношения. А итогом встречи стало образование первого кооператива. Блаватник уже окончил Гарвардский университет. Получил ученую степень в Колумбийском университете. Он имел и собственный бизнес : был совладельцем крупной транспортной компании. В 1991 году Вексельберг с Блаватником учредили компанию “Ренова”, две трети акций которой принадлежали НПО “КомВек” ( детище Вексельберга) , а одна треть – американскому инвестиционному фонду Access Industries ( детище Блаватника). И Вексельберг с помощью Блаватника стал закупать на Западе дефицитные компьютеры и менять их на приватизационные чеки. К середине 90-х ваучеров у “Реновы” скопилось столько, что пришла пора приступать к массовой скупке заводов. А ближе всего были две отрасли: цветная металлургия и нефтяной бизнес. Но большой бизнес решили начать с алюминия… Историю с заводом в Надвоицах вы уже знаете…

Циничные захваты

Люди, хорошо знающие Вексельберга, говорят о его очень хищном и циничном ведении бизнеса. Да, г-н Вексельберг замешан в многочисленных скандалах, связанных с рейдерскими захватами . Об этом сообщали и ведущие деловые российские СМИ, в частности, “Ведомости”. Вексельберг известен скандалом, связанным с рейдерским захватом энергетического комплекса Волгограда. По слухам, олигарх спонсировал мэра Волгограда (уже бывшего) Романа Гребенникова, а тот -в свою очередь- попытался отдать весь энергетический спектр города в сфере ЖКХ структурам «Реновы» .И загнал город в долги, которые пришлось отдавать из бюджета области. “Ренова ” в Волгограде заглотила «Волжский Оргсинтез». Таким же рейдерским захватам со стороны «Реновы» подверглись ЗАО «Куйбышевазот» и ОАО «Промсинтез». 21 февраля 2011 года газета «Ведомости» опубликовала статью о том, что Виктор Вексельберг выступил посредником в сделке со зданием на Красной Пресне: он купил его у Венгрии в 7 раз дешевле, чем продал российскому правительству . Что же это за методы обогащения?

Скандал с Меткомбанком

Очередной скандал недавно произошел из-за пропажи 3.5 млрд. рублей. Следственный комитет России тщательно проверяет информацию о попадании в «Меткомбанк» Вексельберга 3,5 млрд рублей, выделенных на развитие Сколково.

«По факту нецелевого расходования средств назначена доследственная проверка. В ее рамках будет установлено, каким образом выделенные на развитие «Сколково» 3,5 млрд.рублей оказались на депозитах «Меткомбанка» и долгое время находились там без движения», – сообщил СМИ официальный представитель СКР генерал Владимир Маркин. Представители СКР подозревают, что банк пустил деньги в оборот, благодаря чему заинтересованные лица получали прибыль. На языке Вексельберга и К эта ситуация называется «прокруткой бюджетных денег».

Кстати, установлено, что тесная связь между Вексельбергом и Меткомбанком имеется. На сайте банка владельцем указана кипрская компания Winterlux Limited, а в качестве конечного бенефициара –Виктор Вексельберг. «Меткомбанк» входит в группу компаний «Ренова». Он является универсальным коммерческим банком, основанным в 1993 году в городе Каменск-Уральский Свердловской области. Учредителями этого банка и его первыми клиентами стали металлургические предприятия. Однако, основное влияние (как основному бенефециару) там принадлежит именно господину Вексельбергу.

Мутные схемы

Недавно Следственный комитет возбудил еще одно сколковское дело : против бывшего главы департамента финансов фонда «Сколково» Кирилла Луговцева, который незаконно истратил 24 млн. рублей. Расследование дела против Луговцева началось после проверки инновационного фонда, проведенной Счетной палатой, аудиторы которой выяснили, что фондом было создано ООО «Таможенно-финансовая компания «Сколково», которое занимается растаможкой грузов, поступающих для строительства и оснащения центра.

Гендиректор компании ООО «ТФК «Сколково» Владимир Хохлов потратил из бюджета 24 млн рублей на аренду недвижимости у компании «Ника» без необходимого конкурса. Договор был заключен на 3 года, все деньги были перечислены авансом без права их возврата арендатору в случае расторжения соглашения. Вскоре стало ясно: «Нику» основал Луговцев, а потом переписал ее на свою мать Ирину Луговцеву. Она же значится владелицей еще одной фирмы – «Ника-Эстэйт». Экс-глава финансового департамента Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий Сколково Луговцев курировал работу Хохлова…

Виктор Вексельберг заявил, что 24 млн рублей, которые, по версии следствия, были незаконно истрачены, уже возвращены. И тут господину Вексельбергу хочется задать такой вопрос: а как именно были возвращены в бюджет эти деньги? Они вернулись в Сколково, когда следователи вплотную подобрались к руководству этой организации?

Хотя, похоже, олигарх не боится следствия, которое при желании может закрыть глаза ( и закрывает) на многие его проделки. Так, к примеру, действительно, было, когда олигарх выступил в роли посредника в сделке с продажей здания на Красной Пресне. Тогда Вексельберг , действительно, купил его у Венгрии в 7 раз дешевле, чем продал правительству РФ.

Однако, следствие по этому громкому делу тоже заглохло…

Видимо, эффективно “пылесосить” уголовные дела, в которых замешан господин Вексельберг, могут только независимые следователи из Швейцарии, которые в 2009 году уже расследовали дело о фактическом «захвате» структурами Виктора Вексельберга компании Sulzer AG.

В России же все уголовные дела, в которых хоть как-то может фигурировать Виктор Вексельберг, рассыпаются, так и не дойдя до суда. А свои суды с журналистами Вексельберг постоянно и счастливо выигрывает…

ПОЧЕМУ?

Грантоеды

Интересная деталь: с 2010 по 2012 гг. фонд “Сколково” получил из бюджета около 50 млрд. рублей. Деньги тратились бесконтрольно. Выяснилось, что деньги выводились из Сколково с помощью теневых финансовых схем: в офшоры, на счета фирм-однодневок, аффилированных компаний и грантополучателей. 22 млрд. рублей были размещены на депозитах, на часть из них были приобретены векселя по процентной ставке значительно ниже ставки рефинансирования Центрального банка в интересах некоего коммерческого банка. Далее, на счета иностранных компаний Urlich F Kunz & Partners AG, Jurong Consultants Pte Ltd, UBS Swiss Financial Advisers AG, Maxmakers Ltd, Valode & Pistre Management SA, Pierre De Meuron фондом «Сколково» было перечислено 52,4 млн. рублей. Следствие выяснило, что 93,5 млн. рублей было переведено на счет российского филиала АО «Ренова менеджмент АГ» (Швейцария). Еще 5,7 млрд. рублей было распределено в виде грантов среди «своих» грантополучателей. 1,2 млрд. рублей ушло грантополучателям, которым профильное подразделение «Сколково» отказало в получении денег.

17 грантов на 3,6 млрд. рублей было выделено вообще без заявок. В трех случаях Генеральная прокуратура установила, что члены грантового комитета, а также президент фонда Вексельберг в этом имели личную заинтересованность. В марте 2012 года фонд заключил 2 договора на создание рекламных роликов – по 60, 30 и 10 секунд. За работу над роликами было выплачено 54 млн. рублей. Однако реальная стоимость работ не превышала 5 млн. рублей. Ущерб составил свыше 49 млн. рублей.

Хороший размах!

Сияй, алмазная дорога!

Строительство города инновационной мечты в Сколково сегодня идет черепашьими темпами. И, похоже, г-на Вексельберга это мало волнует… А чего волноваться? Не трогали же его беды поселка Надвоицы в Карелии. Да и больных детей он видел только из окна своей иномарки. Кстати, о дорогах для иномарок. Участок Сколковского шоссе длиной 6 км, который соединяет российскую Силиконовую долину с Москвой, уже успел прийти в негодность. Напомним: на ремонт этой дороги было потрачено почти 6 млрд. руб. Более 30 млн. долларов за километр… Алмазами что ли, мостили эти 6 километров? И почему у руля в Сколково все-таки встал человек-скандал? Виктор Вексельберг так объяснил журналистам причину своего участия в проекте:

– Сколково занимается 5 рынками: это энергетика, IT, биомедицина, космос и ядерные технологии. Я работаю именно в этих сегментах. Модернизация российской экономики открывает огромные возможности. Я сильно погрузился в этот проект.

Да, свидетельствуем: погрузился сильно, скандалы не утихают, деньги тают, как, видимо, и то доверие, которое оказали г-ну Вексельбергу первые лица страны…

Но сколько еще Вексельберг будет наживаться за счет России?

Яндекс.Метрика
Наверх