Кто приватизировал и разграбил научно-исследовательский флот Российской Федерации?
Декабрьская эпопея затертого во льдах, бывшего научно-исследовательского судна “Академик Шокальский”, переданного для экзотических круизов по бескрайним просторам Антарктиды, вновь заставила задаться вопросом: а почему наши научные суда занимаются непонятно чем? “Академик Шокальский” был зажат в мощных ледовых тисках аккурат перед Новым годом. На его борту в своеобразных заложниках оказались десятки иностранных граждан. Всех их эвакуировали вертолетом КНР: вот уж приключений с лихвой хватит на всю оставшуюся жизнь!
А просторы Арктики -между тем – в круизных целях бороздят российские атомные ледоколы “Ямал” и “50 лет Победы” ( этот ледокол строили-строили 18 лет, и наконец, построили). Увидеть легендарный архипелаг Земля Франца-Иосифа из иллюминатора русского атомохода можно всего лишь за 21 995 долларов.
Но разве государственная корпорация “Росатом” умирает от голода и нищеты? Росатом получает миллиардные “инъекции” от государства. Жадность замучила? Что же еще заставляет главное атомное ведомство РФ гонять в Арктику атомные ледоколы?
И где наши прославленные научные суда? Кто разграбил и пустил “на иголки” знаменитые морские космические великаны? Отчего мы больше не смотрим в небо? Из-за чего закрылась Лунная программа?
И почему эта вакханалия продолжается?
Морской космический флот
Мне повезло : я была лично знакома с летчиком-космонавтом № 2 Германом Титовым. Причем, знакомы мы были не одноразово: с Германом Степановичем мне довелось общаться не однажды в жизни, благодаря космической теме. Именно от него, в далеком, 1995 году я услышала упоительный рассказ про морское космическое чудо – НИС (научно-исследовательское судно) “Юрий Гагарин”. Именно Титов рассказал о “лунных” черепахах, которые облетели Луну на КК” Зонд-5″. И о том, как их спасало НИС “Боровичи”.Именно Герман Титов еще тогда посетовал, что морские космические исполины уходят в прошлое… Замены им нет.
-Да, была у нашей страны и такая гордость – Морской космический флот, – рассказывает профессор Валерий Волков, директор Академии геополитических проблем. – Эта славная группа начала формироваться в 1960 году. Первоначально она состояла из кораблей Черноморского пароходства «Краснодар» и «Ильичевск». Вскоре на Балтийском судостроительном заводе теплоход «Геническ» был переоборудован в научно-испытательное судно «Космонавт Владимир Комаров». В 1968 году вступили в строй сразу два корабельных измерительных комплекса – «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин». Эти суда могли находиться в автономном плавании до 11 месяцев и управлять полетами любых космических аппаратов. Достижению больших дальностей радиосвязи способствовали остронаправленные приемные и передающие антенны :25-метровые зеркала «Гагарина» и 18-метровые белоснежные шары на НИС «Комаров». В 1969 году для управления Морским космическим флотом была создана «Служба космических исследований». Ее возглавил Иван Папанин, бывший начальник первой полярной станции «Северный полюс‑1». Вскоре были построены еще несколько новых судов: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Виктор Пацаев». С 1971 по 1991 годы только «Космонавт Юрий Гагарин» выполнил 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане. Это был не только командно-измерительный комплекс, но и самостоятельный плавучий центр управления полётом космических аппаратов.
Идея создания морских измерительных пунктов была высказана академиком Сергеем Королевым после успешного запуска первого искусственного спутника Земли.
Жемчужина” -НИС “Юрий Гагарин
НИС “Юрий Гагарин” был построен в 1971 году в Ленинграде. Прообразом послужил корпус танкера проекта 1552. Длина судна была 231,6м, наибольшая ширина- 31,0 м, высота борта у миделя – 15,4 м. Водоизмещение с полными запасами – 45 000 т, осадка -8,5 м. Паротурбинная энергетическая установка мощностью 19 000 л. с. была способна сообщить судну скорость полного хода до 18 узлов. Дальность плавания -20000 миль. Запасы: котельное топливо (мазут) -9000т, дизельное топливо – 1850 т, смазочные масла – 115 т, котельная вода – 80 т, питьевая и мытьевая вода – 2100т, провизия – 180т. Автономность судна по запасам провизии, топлива и масла 130 суток, по запасам пресной воды – 60 суток. На судне было 11 палуб. Четыре параболические антенны, две из которых диаметром 25,5 метров, как бы огромными зонтами перекрывали 30-метровую ширину палуб. Для обеспечения надёжной работы радиотехнических средств корабля из любой точки Мирового океана на нём был установлен высокоточный навигационный комплекс.
Кроме точного определения координат система этого комплекса учитывала углы крена, рыскание по курсу и даже деформации корпуса, которые могли достигать при шторме десятка сантиметров. Все эти параметры вводились в управляющую ЭВМ для поддержания стабилизации наведения мощных антенных систем судовых комплексов. Антенны, в отличие от наземных, вращались не в двух, а в трёх плоскостях. Многофункциональный уникальный радиотехнический комплекс «Фотон» позволял работать одновременно по двум космическим объектам, осуществляя передачу команд и траекторные измерения, телеметрический контроль и двустороннюю связь с космонавтами на больших удалениях от Земли. Фантастика? Еще какая! Для связи экспедиции судна и космонавтов с Москвой использовались спутники-ретрансляторы «Молния». Именно через них и судно шёл обмен всей информацией в реальном времени.
На НИС “Юрий Гагарин” было более 1500 помещений общей площадью 20000 кв.метров. И чтобы обойти эти помещения, вам потребовалось бы 2 полных дня! На судне работали 100 различных лабораторий.
Установка кондиционирования воздуха по мощности в три раза превышала ту, что разместили в Кремлёвском Дворце съездов. В носовой части судна, ниже ватерлинии, размещался уютный кинозал на 250 зрителей, а под ним – отлично оборудованный спортзал. Еще на НИСе “Юрий Гагарин” было три плавательных бассейна, салоны отдыха и бильярдная.
А “похоронили научное судно “Юрий Гагарин” даже без почестей: отправили в утиль как ненужный металлолом! Неизвестно, что стало с большой судовой библиотекой и музеем судна. И куда пропал портрет Юрия Гагарина, подаренный экипажу матерью космонавта, Анной Тимофеевной Гагариной.
Вопросов до сих пор очень много! Ответов нет.
Mорской космический флот – большой отряд советских судов, принимавший участие в создании ракетно-ядерного щита СССР, обеспечении летно-конструкторских испытаний космических аппаратов, управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций.
Недолгие проводы “Агара”
Да, грянула перестройка. СССР развалился. И некоторые НИСы перешли к Украине. В их числе оказались «Сергей Королев» и «Юрий Гагарин». Но Черноморское морское пароходство было не способно содержать эти величественные судна. Первым «на иголки» был продан «Сергей Королев», потом подошла очередь «Юрия Гагарина».
Но стыдно же продавать судно с именем, известным всему миру. Какой же нашли выход? Закрасили часть названия. От фамилии «Гагарин» оставили лишь четыре буквы: получилось «Агар».
В свой последний рейс в индийский порт Аланг «Гагарин-Агар» отправился из порта Южный (Одесса) в июле 1996 года. Там его быстренько порезали на части… Из всех НИСов удалось спасти только судно «Космонавт Виктор Пацаев». Этот научный корабль совершил 14 рейсов в Центральной и Южной Атлантике. « Виктор Пацаев» обеспечивал связь с экипажами орбитальной станции «Мир», космическими аппаратами «Союз», «Прогресс» и «Молния». В 2000 году судно пришло в Калининград и встало у причала Музея Мирового океана.
– За время своего существования научно-исследовательскими судами было выполнено большое количество сложных задач по управлению различными космическими аппаратами, – продолжает свой рассказ профессор Валерий Волков. – Корабельные измерительные пункты осуществляли в океанах контроль за выполнением ответственных операций: стыковка кораблей типа «Союз», «Прогресс» с орбитальными станциями «Салют» и «Мир». Дежурные смены научно-исследовательских судов участвовали в управлении спуском космических аппаратов с орбиты и посадкой, в работе космонавтов в открытом космосе, контроле включения разгонных ступеней ракет-носителей при запусках стационарных спутников и спутников с высокоэллиптическими орбитами.
Они контролировали работу двигателей разгонных ступеней при переводе межпланетных станций «Марс», «Венера», «Вега», «Вега-1», «Вега-2» и «Фобос» с промежуточной орбиты на межпланетную траекторию.
Во время первого полета орбитального корабля многоразового использования «Буран» 15 ноября 1988 года телеметрический контроль выполняли три корабля: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Георгий Добровольский».
И все это вдруг закончилось, как будто бы кто-то провел ластиком по водной глади… И все исчезло. Но почему?
В середине 60-х годов советские ученые приступили к новому этапу изучения космического пространства – исследованию Луны. В 1965 году был разработан новый космический аппарат “7К-Л1” серии “Зонд”, предназначенный для отработки техники полетов к Луне. Корабль 7К-Л1 являлся видоизмененным “Союзом” 7К-ОК. Для увеличения места, необходимого для размещения нового оборудования, передний жилой модуль был удалён. Космический корабль был оборудован системой аварийного спасения, которая могла увести капсулу с людьми в случае каких-либо неполадок. Запасной парашют был удалён, а вместо него добавили дополнительный люк.
К чему привела ликвидация
Но ликвидация Морского космического флота повлекла за собой многие утраты.
16 ноября 1996 года с помощью ракеты-носителя «Протон» был осуществлен запуск российской автоматической межпланетной станции «Марс-8» (миссия «Марс-96»). Эта миссия была весьма амбициозна: самый тяжёлый межпланетный аппарат из когда-либо запущенных (масса на старте 6180 кг, из них 550 кг приходилось на научную аппаратуру) был оснащён передовым научным оборудованием, включая предоставленное зарубежными партнерами – Францией , Германией и др.
Ракета-носитель «Протон» обеспечила выведение головного блока на расчетную траекторию. При втором включении разгонного блока, проходящем над Гвинейским заливом, произошла авария, и АМС «Марс-96» не была выведена на траекторию полета к Марсу.
При возникновении нештатной ситуации российским специалистам не хватило телеметрической ситуации для спасения станции. В самый критический момент станция оказалась вне видимости с территории России.
Но можно ли подсчитать все потери РФ? Наверное, нет. Но они огромны!
Хлорелла: полет к Луне
Но вернемся к лунным черепахам, о спасении которых с таким восторгом рассказывал космонавт Герман Титов.
Корабль 7К-Л1 №9, получивший название «Зонд-5», стартовал 14 сентября 1968 года. На борту станции «Зонд-5» находились живые объекты: и не только черепахи, но дрозофилы, мучные хрущаки, традесканция с бутонами, клетки Хела в культуре, а также семена высших растений -пшеницы, сосны, ячменя, а еще там возлежала хлорелла на различных питательных средах и ползали лизогенные бактерии разных видов.
Через 67 мин после старта был включен двигатель блока “Д”, и корабль был выведен на лунную трассу.
Полёт к Луне и её облёт 18 сентября на расстоянии около 1960 км прошел успешно, и через 7 дней корабль вернулся к Земле со второй космической скоростью.
Во время полёта было проведено фотографирование Земли с расстояния 85 тыс. км в сторону Земли. Но посадка корабля в штатном районе в Казахстане оказалась невозможной ( по техническим причинам) , и было решено использовать вариант с приводнением в Индийском океане.
21 сентября 1968 года в 18 часов 54 минуты по московскому времени «Зонд-5» вошел в атмосферу Земли. И в 19 часов 8 минут по московскому времени приводнился в акватории Индийского океана. Рано утром 22 сентября корабль был обнаружен научно-исследовательским судном «Боровичи». 3 октября 1098 года спускаемый аппарат корабля был доставлен в Бомбей, откуда он был самолетом отправлен в Москву. Черепахи были извлечены из спускаемого аппарата уже в Москве. Они сразу же поступили в распоряжение ученых.
Полёт был перенесен черепахами нормально. Но по некоторым научным данным, у одной из них из-за перегрузки, достигавшей 20 единиц, при приземлении вылез глаз из орбиты. После возвращения на Землю черепахи были очень активными : они много двигались, и ели с большим аппетитом. За время эксперимента они потеряли в весе около 10%.
Значит, даже черепахи, переволновавшись, поняли, где они побывали…
Почтовая марка “Отто Шмидт”
Идем дальше. Сегодня от многих прославленных научных судов на память остались лишь красивые почтовые марки: научно-исследовательское судно «Вулканолог», «Профессор Богоров», «Академик Курчатов», «Аю-Даг», «Отто Шмидт» и другие.
Где сегодня эти славные корабли? «Вулканолог» катает «челноков» в Юго-Восточной Азии. «Профессор Богоров» был замечен в перевозке японских автомобилей из Токио во Владивосток. Люди, которые подсуетились и «приватизировали» научно-исследовательские суда, сегодня используют их не только для круизов, но и для незаконных охоты и рыболовства. Вот красноречивый пример. Несколько лет назад на должность начальника государственного учреждения «Управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения (ДВО) РАН» был назначен некий Дмитрий Мудров. Этот предприимчивый, ловкий человек одновременно являлся совладельцем туристических компаний «Атланта Тревел» и «Аргентум». Эти компании занимались организацией круизов за японскими автомобилями. Большинство судов ДВО РАН -«Профессор Богоров», «Вулканолог», «Академик Лаврентьев» – эксплуатировались фирмой «Аргентум» по смешным фрахтовым ставкам. Счетная палата РФ выявила, что из-за занижения фрахтовых ставок только в 2005 году государству был нанесен ущерб в размере 3,3 млн. рублей. За 4,5 млн. рублей в управлении был приобретен прогулочный катер. В честь своей дочери Мудров назвал катер «Инесса». Маломерное судно, оформленное как научно-исследовательское, ни разу в экспедициях не участвовало. Зато ходило на пикники, на нем жарили шашлыки. Содержание «научно-исследовательского судна» «Инесса» обходилось в год в 2,6 млн. бюджетных рублей. Все эти научные суда засветились и на браконьерстве. Так, научное судно «Базальт» с незаконно добытыми крабами несколько раз задерживали корабли Приморской государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ РФ. Позже Ленинский районный суд Владивостока назначил г-ну Мудрову за все эти художества 8 лет лишения свободы.
Мало дали.
Тур Хейердал и азимутальный телескоп
Было в истории страны и такое научно-исследовательское судно, как «Витязь»: оно совершило 65 научных рейсов. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине, открыт новый тип животных – погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии. Судно принимали в 100 портах 49 стран мира. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, знаменитые ученые, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто. За выдающийся вклад в изучение Мирового океана было принято решение: «Витязь» нужно сохранить для потомков. Именно с «Витязя» и начали пополняться «залы» Музея Мирового океана в Калининграде.
Но другие суда мы потеряли безвозвратно.
Научно-исследовательское судно «Академик Петр Ширшов» был настоящим плавучим исследовательским институтом: на судне размещались 24 научные лаборатории для проведения исследований по физике моря, атмосферы и космического пространства, физике Земли, геологии океанского дна. На судне были вычислительный центр, фотолаборатория и хранилище коллекций.
Для исследования космических лучей на судне установили азимутальный телескоп и нейтронный супермонитор. НИС «Академик Петр Ширшов» побывал в 49 экспедиционных походах.
В свой последний научный рейс судно вышло 25 июля 1990 года. Сегодня судьба «Академика Петра Ширшова» остается неизвестной. Есть последняя съемка судна в Австралии (1 июля 1991 года).
Где сегодня этот славный корабль?
НИС «Академик Борис Петров»: на цепи в Мумбаи И мы продолжаем терять научно-исследовательские суда.
На рейде военно-морской базы в Мумбаи в Индии долгое время стоял, прикованный цепями, «Академик Борис Петров». Корабль принадлежит Институту геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН. – Это очень странная история, – полагает доктор географических наук, профессор Владимир Дроздов. – И еще более странная история с его ремонтом. Судно тогда находилось в Кейптауне. И якобы его ремонтировали. Ремонт оценили в 3 млн. долларов. Но очевидцы рассказывали, что корабль не ремонтировали. Деньги ушли через подставные фирмы в офшоры. Корабль был арестован. Но на этом судне стоит профилированная акустика. Аренда такого корабля стоит около 100 тыс. долларов за месячный рейс. Но индусы заключили кабальный контракт: они платят всего-то 6 тыс. долларов за рейс. Индусы интенсивно осваивают свой шельф, и им выгодно, чтобы «Академик Петров» оставался у них. Прискорбно, что российские власти, равно как и руководство РАН, долгое время не предпринимали попыток освободить научно-исследовательское судно «Академик Борис Петров». Недавно высшее российское руководство – Путин и Медведев – объявили, что в борьбе за арктический шельф собираются строить флот из 10 научных судов. Сколько времени нужно для его создания? И почему мы опять думаем только о нефти и газе? Не о космосе? Не о Лунной программе? Не о своем Будущем?
“Профессор Визе” работает в Турции
Еще некие неутешительные факты. НИС”Профессор Визе” как только начались проблемы с финансированием, был продан Россией Турции для перевозки пассажиров. НИС «Профессор Мультановский» тоже был арендован для бизнеса – перевозки туристов. НИС «Капитан Границын» тоже зарабатывает деньги на перевозках туристов. «Профессор Молчанов», судно «Академик Шулейкин» ( ныне «Полярный пионер») были построены в советское время для работы в Южном Ледовитом и Северном Ледовитом океанах для полярных и океанографических работ. Но они все тоже были проданы для туристических целей!
Неужели в мире стало так много туристов?
– Конечно, нынешнее нищенское состояние России не позволяет ни воссоздать, ни содержать Морской космический флот, – уверен профессор, директор Академии геополитических проблем Валерий Волков. -. К тому же существует мнение: обработка полученной от космических аппаратов информации в судовых лабораториях – это вчерашний день. И морские космические суда России не нужны. Но у многих стран мира есть морские суда, построенные для слежения за космосом. есть они у США и Франции. Постоянно расширяет свой морской космический флот Китай. И китайцы прекрасно понимают: для развития космонавтики им жизненно необходимы суда Морского космического флота. Космический флот нужен КНР при выполнении дальних и межпланетных космических миссий.
Но уже есть и такая новость: в КНР заказчику передан новый корабль слежения за космосом “Юаньван-5”. Он стал пятым во флотилии космических судов. Это продвинутое научное судно будет использовать Китайское морское управление командно-телеметрического обеспечения космических аппаратов.
Новый корабль построен на судоверфи Цзяннань, Шанхай. “Юаньван-5″ оснащен радиотехническими системами для приема телеметрии спутников и передачи команд управления, обеспечения связи с береговыми базами и пилотируемыми кораблями. ” Юаньван-5″способен выполнять задачи в любых акваториях Мирового океана между параллелями 60 градусов северной и южной широты. И может выдерживать ветровые нагрузки при штормовых ветрах силой до 12 баллов. Корабли серии “Юаньван” размещаются в различных районах Мирового океана для контроля критически важных операций по ракетно-космическим программам КНР.
Среди основных задач кораблей космического флота – слежение за включением двигателей ступеней ракет-носителей при запуске спутников на геостационарные орбиты, а также обеспечение управления и связи с пилотируемыми кораблями серии “Шэньчжоу”. В общем, Пекин уверенно идёт по пути, некогда проложенному СССР. И совсем скоро он будет запускать аппараты со своими лунными черепахами… И приручать Луну!