Перспективы рассмотрения уже принятых в ЕСПЧ и будущих жалоб россиян пока остаются туманными, но в любом случае рассчитывать на объективность органа не приходится.
Как передает корреспондент ДОФы, граждане России смогут обращаться со своими жалобами в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), расположенный в Страсбурге, “в обычном режиме” до 16 сентября текущего года. Соответственно, жалобы должны будут касаться нарушений, имевших место вплоть до этой даты.
Впрочем, как уточняет “Коммерсант” со ссылкой на свой источник в Генпрокуратуре, не факт, что жалобы, поданные до 16 сентября в ЕСПЧ, будут там рассмотрены, потому что там, по данным на 28 февраля, уже накопилось 18 тысяч жалоб, поступивших от россиян. Однако суд не спешит рассматривать их.
Напомним, 16 марта Россию исключили из Совета Европы (СЕ), что означает также прекращение ее участия в Европейской конвенции по правам человека. Но произойдет это, согласно резолюции ЕСПЧ, лишь через полгода, 16 сентября.
Среди жалоб, который, “зависли” в ЕСПЧ, есть весьма резонансные, например, жалобы от НКО, признанных в России иностранными агентами. В текущей ситуации проведения спеоцоперации на Украине и экономической, дипломатической, информационной войны против России они могут быть использованы как гибридное оружие против нашей страны.
Страсбургскому суду по правам человека также предстоит принять окончательное решение по первому межгосударственному иску Украины к России из-за Крыма. Такие жалобы, к слову, Украина направляла в ЕСПЧ с марта 2014 года, всего подано девять исков. В январе 2021 года ЕСПЧ объединил две жалобы и признал дело частично приемлемым, но окончательное решение все-таки было отложено.
В 2021 году межгосударственную жалобу против Украины в ЕСПЧ уже подала Россия. В ней наша страна возлагает на украинские власти ответственность за гибель мирного населения в Донбассе, подавление свободы слова, дискриминацию русского языка, лишение жителей Донбасса возможности участвовать в выборах, блокировку Северо-Крымского канала.
Среди пунктов, которые Россия предъявила Украине в своем обращении в ЕСПЧ, фигурирует также крушение самолета Boeing-777 рейса MH17 в Донбассе 17 июля 2014 года. Существует несколько версией произошедшего. В России неоднократно предоставляли доказательства о причастности к трагедии украинских военных. Кроме того, одной из причин произошедшего считается отказ Украины от воздушного пространства над зоной боевых действий на Донбассе. Чуть ранее по этому же поводу поступала жалоба от Нидерландов, но претензии в ней были адресованы в адрес России.
Также ЕСПЧ предстоит вынести решение по жалобам на блокировку мессенджера Telegram за отказ предоставить ФСБ ключи шифрования. Они поданы в 2018 и 2019 годах, суд коммуницировал их в конце 2020 года — уже после того, как власти объявили, что по согласованию с Генпрокуратурой снимают ограничения доступа к сервису.
По оценке юристов, поступившие в ЕСПЧ от россиян жалобы будут иметь перспективу, а принятые по ним решения должны быть исполнены, причем с российской стороны пока не было ни одного сигнала о том, что такие обязательства не будут исполняться. По крайней мере пока юристы не видели ни одного сигнала об отказе от исполнения таких обязательств, даже если это происходит на местах с существенными задержками.
Между тем, в широких общественно-политических кругах России новость о выходе из ЕСПЧ восприняли как необходимый и даже запоздалый шаг. Суд являлся европоцентричным, принимал решения, исходя из политической целесообразности, а не соображений законности и справедливости. В полной мере можно констатировать, что этот западный институт только прикрывался лозунгами защиты прав человека. А на деле регулярно вставал на сторону лиц и организаций, ведущих в России фактически антигосударственную деятельность.
В этой связи у большинства наблюдателей стоит вопрос – а чего так долго ждали, почему решения о выходе не было принято ранее? Судя по всему, российское политическое руководство до последнего искало точки соприкосновения с западными институциями. На той стороне в подобной работе, как видно сейчас, заинтересованы не были.