Распад СССР – это драма, цирк, трагедия или смешение жанров

Распад СССР – это драма, цирк, трагедия или смешение жанров

Политики и общественные деятели поделись воспоминаниями и мнениями о развале Советского Союза.

Как сообщает корреспондент ДОФы, вчера, 26 декабря, тихо и незаметно исполнилось 30 лет с того дня, как Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в которой объявлялось, что «Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает своё существование».

В канун 1992 года подавляющее большинство СМИ выдали жизнеутверждающие заголовки типа «Теперь у нас у всех СНГ – С Новым Годом! «, не подозревая, каким холодным душем шокирующих реформ окатят их реалии грядущего января всего через неделю.

Напомним, тогдашнему развалу СССР предшествовал сложнейший экономический и социально-политический кризис, сопровождавшийся вооружёнными конфликтами и сепаратистскими выступлениями. При этом всего за полгода до «часа Х», на референдуме 17 марта 1991 года, большинство жителей девяти республик СССР высказались за сохранение СССР.

Распад СССР – это драма, цирк, трагедия или смешение жанров

Сейчас, через 30 лет, события августовского путча многие вспоминают со смешанными чувствами

Однако центробежные тенденции усиливались. Августовский путч во главе с печально известным Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) стал катализатором разрушительного процесса.

В начале декабря первый и последний Президент СССР Михаил Горбачёв пытался инициировать подписание обновлённого союзного договора, однако параллельно протекал иной процесс с противоположным «зарядом энергии». В итоге 8 декабря 1991 года лидеры России, Украины и Белоруссии в правительственном санатории «Вискули» подписали Беловежские соглашения о прекращении существования СССР и создании СНГ.

Далее, 25 декабря 1991 года, Михаил Горбачёв заявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР, а назавтра, 26 декабря, Совет Республик Верховного Совета СССР принял вышеупомянутую декларацию, отправившую некогда великое государство в небытие.

В беседе с журналистами RT руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» в Госдуме Сергей Миронов вспоминал, что само принятие декларации 26 декабря прошло почти незамеченным. Хорошо запомнилась символичная цепь событий, которая случилась накануне: заявление Михаила Горбачёва об уходе с поста президента СССР и смена флагов над Кремлём, когда вместо красного советского полотнища поднялся российский триколор.

«Конечно, была надежда на то, что связи и дружба сохранятся, пусть и в новом формате. Но, увы, многие надежды тех дней так и остались надеждами», — отметил Сергей Миронов.

…А через несколько дней, 2 января 1992 года, в России началась так называемая либерализация цен. На недавно ещё пустых полках появились товары, но цены ввергали в шок. Так старотовала новая жизнь.

Сергей Миронов оценил события тех дней, как драму, участники которой в какой-то момент потеряли контроль над развитием событий,  и урок, который следовало бы учесть всем политикам.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский признался, что воспринял декларацию Совета Республик как «очередное цирковое представление».

«Это стало последней частью целой цирковой постановки по развалу СССР. Была допущена уйма юридических ошибок во время процесса ликвидации Союза. Тот же Совет Республик в декларации заявлял, что решение о роспуске СССР было принято вышестоящим органом, однако это было не так», — пояснил свою мысль Владимир Жириновский.

Одновременно с этим он высказал мысль о том, что распад СССР — главная геополитическая трагедия прошлого века.

«Наверное, по значимости с ним может соперничать только развал царской России», — политик при этом уточнил, что в обоих случаях руководители сами же разрушали государство.

Станислав Шушкевич, который в 1991 году был председателем Верховного совета Белоруссии, заявил, что «распад СССР — это логичное следствие того, что государство, которое издевалось над многими народами, государство, которое строило строгий коммунизм с заключёнными, государство, которое уничтожало миллионы своих граждан, должно было быть трансформировано во что-то другое».

Депутат Московской городской думы Сергей Митрохин (в прошлом — депутат Государственной думы РФ от партии «Яблоко») до сих пор считает, что «если бы не ГКЧП, то СССР можно было бы спасти в другой форме, по крайней мере была такая теоретическая возможность».

«Союз убил путч. Советское руководство после него было полностью дискредитировано. Аппарат управления СССР превратился в муляж. Это было уже абсолютно мёртвое образование, поэтому его легко было добить даже не слишком легитимными поводами», — убежден г-н Митрохин, оценивающий распад СССР, как крайне негативное событие, повлекшее кровавые конфликты и разрыв экономических связей.

«Люди, которые занимались политикой в то время, не обладали такими способностями, которые бы позволили сохранить СССР в обновлённом виде. Они руководствовались простейшими мотивами, что будет своя страна, мы в ней будем прекрасно жить, и никто нам не будет мешать. А заботиться о сохранении сложного организма, пытаться вдохнуть в него новую жизнь — это был запредельный уровень политической зрелости, которого они не достигали», — считает народный избранник, настаивающий, что был и остался советским человеком.

Член Федерального политического совета Партии роста Сергей Станкевич (в 1991 году — член Верховного Совета СССР и первый заместитель председателя Моссовета) тоже убежден, что сам по себе СССР был обречен, как проект, созданный партией большевиков по итогам Гражданской войны с мечтой построить коммунизм в одной стране и распространить его на весь мир.

Распад СССР – это драма, цирк, трагедия или смешение жанров

Беловежское соглашение было подписано в те же дни, когда Михаил Горбачев еще надеялся собрать СССР по осколкам.

«Как только поплыла идеология и посыпалась партия, соответственно, стал обваливаться и Союз. Сохранить этот проект не было ни малейших шансов. Надо было перевести его в новое состояние на новых основаниях, но эта попытка сорвалась. При этом элитные группировки в республиках упустили возможности сохранить какое-то важное жизнеспособное ядро Союза», — констатирует Сергей Станкевич.

Председатель политической партии «Российский общенародный союз» Сергей Бабурин (в 1991 году — народный депутат РСФСР) настроен категорически против использования слов «распад СССР».

«Это был не распад. Союз не развалился естественным путём. Он был уничтожен, убит. Страна оказалась в оккупации западной идеологии. Надеюсь, что этот период заканчивается», — пояснил политик свою мысль.

Руслан Хасбулатов, который был в 1991 году первым заместителем председателя Верховного совета РСФСР, связал события 26 декабря 1991 года с внутренними проблемами.

«Распад СССР был иррациональным, деструктивным событием, имевшим огромное международное значение. Оно разрушило целостность и стабильность мира. После исчезновения СССР США оказались ответственными за все судьбы мира, но не могли справиться с этой функцией. То, что мы сейчас переживаем, — это последствия той трагедии», — заключил ветеран политических событий.

http://dofa.news/raspad-sssr-eto-drama-cirk-tragediya-ili-smeshenie-zhanrov/

Яндекс.Метрика
Наверх